Духовики и вокалисты. Берут дыхание одинаково или по-разному?

Данная статья посвящается всем музыкантам задающим себе вопрос:“Как и насколько глубоко брать дыхание?”

Этим вопросом я начала задаваться еще с самого детства, мой преподаватель по саксофону (ничем не хочу его обидеть, хотя он и не открывает интернет) говорил, что вопрос дыхания — это очень сложный вопрос. Насколько я помню он говорил, что живот должен надуваться… Однако на этом никакой конкретики больше я не получил и начал разбираться в этом уже в училище. Хотя по-моему мнению данный навык должен закрепляться еще в начале обучения (музыкальной школе).

Мой преподаватель в училище говорил, что дышать надо до пупка, ниже не надо (!), так как это не работает, да еще какие проблемы могут возникнуть со здоровьем. Он говорил верно, но как и любой опыт, любой человек должен прочувствовать его на “своей шкуре”.

С другой стороны я пообщался с врачами. Они рассказали, что диафрагма (кстати вот определение из википедии: диафра́гма — непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер) может опускаться очень низко, так что живот может полностью надуваться, а может опускаться не так низко — где-то как раз до пупка. Все зависит от того, что требуется и самое главное насколько быстро человек сумеет вытолкнуть это воздух из себя. Если уже хотя бы чуть-чуть дышишь “в живот”, тогда работает диафрагма.

Предмет “методика” в училище. Там был другой подход. Дыхание разбили на три типа (по науке): грудное (или реберное), брюшное (или диафрагмальное) или смешанное (полное или грудо-брюшное) дыхание. Подход был таким: только грудным дыханием пользоваться нельзя — иначе все зажимается, вы можете это проверить на себе, это работает на сто процентов; далее — когда человек немного уже въехал, что надо дышать глубже — он будет пользоваться брюшным дыханием; и третье — профессионал может уже дышать смешанным типом дыхания.

На настоящий момент работаю в музыкальной школе и познакомился с преподавателем по вокалу, которая пригласила меня как-нибудь к ней зайти и попробовать попеть. Сказала, что у меня что-то может получиться. Когда мы начали общаться и она попробовала меня распеть и однозначно сказала: “Дышите еще глубже, дыхание должно проваливаться максимально глубоко”. Потом она рассказала, про резонатор во лбу, который я реально почувствовал и тут мои ожидания оправдались.

Разница между духовиком и вокалистом есть! Однако вся специфика заключается в том, что у вокалиста работают связки (да, я просто мистер очевидность), а вот у духовика связки как бы перенесены чуть дальше — на мундштук. С связи с этим духовик и вокалист берут дыхание по-разному, однако и те и другие, вдыхая, используют диафрагму. Чтобы у вокалиста работали связки и был хороший резонанс :-) ему нужно брать дыхание очень глубоко — диафрагма опустится максимально низко, насколько это возможно, а вот духовик будет брать дыхание не так глубоко, оставляя при этом нижние мышцы живота подтянутыми, так как для вдоха у него очень мало времени и он не может полностью открыть рот для вдоха, как это может сделать вокалист.

На эту тему мы еще поговорим, так как она осталась до конца не раскрытой, поэтому здесь еще будет продолжение.

Также много зависит от самоощущений, о чем я не забуду написать в ближайшем будущем.