Как и насколько глубоко брать дыхание? | play-sax.ru

Как и насколько глубоко брать дыхание?

17.06.2020 admin

Этим вопросом я начала задаваться еще с самого детства, мой преподаватель по саксофону (ничем не хочу его обидеть, хотя он и не открывает интернет) говорил, что вопрос дыхания — это очень сложный вопрос. Насколько я помню он говорил, что живот должен надуваться… Однако на этом никакой конкретики больше я не получил и начал в этом разбираться уже в училище. Хотя по-моему мнению данный навык должен закрепляться еще в начале обучения (музыкальной школе).

``Дышать ни ниже пупка``

Мой преподаватель в училище говорил, что дышать надо до пупка, ниже не надо (!), так как это не работает, да еще какие проблемы могут возникнуть со здоровьем. Он говорил верно, но как и любой опыт, человек должен прочувствовать его на “своей шкуре”.

С другой стороны я пообщался с врачами.

Они рассказали, что диафрагма (кстати вот определение из википедии: диафрагма — непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер) может опускаться очень низко, так что живот может полностью надуваться, а может опускаться не так низко — где-то как раз до пупка. Все зависит от того, что требуется и самое главное насколько быстро человек сумеет вытолкнуть это воздух из себя. Если уже хотя бы чуть-чуть дышишь глубже груди, тогда работает диафрагма.

Предмет “методика” в училище.

Там был другой подход. Дыхание разбили на три типа (по науке): грудное (или реберное), брюшное (или диафрагмальное) или смешанное (полное или грудо-брюшное) дыхание. Подход был таким: только грудным дыханием пользоваться нельзя — иначе все зажимается, вы можете это проверить на себе, это работает; далее — когда человек немного уже въехал, что надо дышать глубже, он будет пользоваться брюшным дыханием; и третье — профессионал может уже дышать смешанным типом дыхания. На настоящий момент работаю в музыкальной школе и познакомился с преподавателем по вокалу, которая пригласила меня как-нибудь к ней зайти и попробовать попеть. Сказала, что у меня что-то может получиться. Когда мы начали общаться и она попробовала меня распеть она однозначно сказала: “Дышите еще глубже, дыхание должно проваливаться максимально глубоко”. Потом она рассказала, про резонатор во лбу, который я реально почувствовал и тут мои ожидания оправдались.

Разница между духовиком и вокалистом есть!

Однако вся специфика заключается в том, что у вокалиста работают связки (да, я просто мистер очевидность), а вот у духовика связки перенесены чуть дальше — на мундштук. С связи с этим духовик и вокалист берут дыхание по-разному, однако и те, и другие используют, вдыхая, используют диафрагму. Чтобы у вокалиста хорошо резонировали связки ему нужно брать дыхание очень глубоко — диафрагма опустится максимально низко, насколько это возможно, а вот духовик будет брать дыхание не так глубоко, оставляя при этом нижние мышцы живота подтянутыми, так как для вдоха у него очень мало времени и он не может полностью открыть рот для вдоха, так как это может сделать вокалист. Конечно очень много зависит от самоощущений, о чем мы и поговорим в следующей статье.